Сегодня | 34 | |
Вчера | 41 | |
На этой неделе | 199 | |
На прошлой неделе | 262 | |
в этом месяце | 791 | |
Прошлый месяц | 821 | |
Всего | 271571 |
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
Овидий
Физика всегда была одной из сложных школьных дисциплин. Организация уроков физики через основную деятельность учащихся (предметное содержание) с опорой на вспомогательную деятельность (знания и навыки в области информационно – коммуникационных технологий) с использованием информационных инструментов, позволяет учителю уже сегодня выйти на освоение учебных и междисциплинарных программ, о которых заявлено в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения.
При изучении учебных предметов, в том числе физики, учащиеся основной школы имеют возможность развивать навыки работы с информацией при работе с предметными текстами, преобразовывать и интерпретировать их содержание, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых УМК, включая программные продукты ЭОРов;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять, дополнять и преобразовывать таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Кроме того, учащиеся 7-9 классов при изучении предмета продолжают совершенствовать навыки поиска основной и дополнительной информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, формулировки запросов к поисковым системам для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности. Они приобретают навыки передачи информации в различных формах, в т.ч. используя мультимедиа, а также её обработки при установлении причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования. Обучающиеся учатся критически оценивать информацию и соотносить её с имеющимся жизненным опытом[1].
Проведение уроков физики с вовлечением учащихся в работу с текстами и документами; в деятельность по созданию схем и рисунков, обработку любой графической информации, работу с электронными таблицами и деловой графикой позволяет осваивать предмет на разных уровнях глубины. Данный подход в организации обучения физике позволяет ученику избирательно относиться к получаемой предметной информации (анализ и сравнение), интегрировать ее (синтез), автоматизировать ее обработку (обобщение и систематизация), моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях.
Согласно ФГОС второго поколения одной из главных задач сегодня становится задача формирования ИКТ - компетентности обучающихся[2]. Причем эта задача решается не только на уроках информатики, но и в других предметах.
Решать задачу возможно через продуктивную учебную деятельность, ориентированную на использование в процессе обучения системы исследовательского (информационного) инструментария.
К исследовательским инструментам, использование которых ведет к формированию ИКТ - компетентности можно отнести:
● компьютерные программы;
● компьютерные сети, в том числе Интернет;
● интерактивные среды, использующие анимацию, звук и музыку
● различные сервисы Веб 2.0.
Использование на уроках исследовательских информационных инструментов дает возможность формировать личность, которая обладает умениями и навыками, необходимыми современному человеку:
найти, извлечь, трансформировать информацию (подготовить необходимый документ, составить отчет о проделанной лабораторной работе с наглядными графиками, таблицами и иллюстрациями, обработать информацию, получить данные из информационно-справочной системы, использовать различные прикладные программы, использовать возможности цифрового видео, анимации, звука и музыки). Личность, которая способна осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком. Деятельность учащихся приведет к получению результатов:
● предметных: освоение отдельных вопросов предметного содержания через проекты (предметное содержание - ключ к познанию, информационные инструменты - средства познания окружающей действительности);
● метапредметных: в познавательной деятельности - применение методов научного познания для изучения различных сторон окружающего мира (наблюдение, описание, гипотеза, эксперимент, зависимость - вывод), умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, устанавливать причинно - следственные связи; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, необходимые для их реализации; в информационно - коммуникативной деятельности - умение работать с информацией (поиск, преобразование и обработка информации, удобное её представление, приобретение навыков сетевого взаимодействия);
● личностных: в ценностно-ориентационной сфере – целеустремлённость, умение представлять и отстаивать собственную точку зрения на вопросы, связанные с решением заявленной проблемы, достижение взаимопонимания участников школьного социума;
в трудовой сфере - умение планировать и работать в соответствии с намеченным планом, готовность к трансформации проектной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Ниже приведены практические примеры использования информационных инструментов на различных этапах урока – исследования с использованием различных сервисов Веб 2.0.
На этапе мотивации, когда идет восприятие информации, возможны такие практические задания: найти ошибку в видеофрагменте мультфильма или художественного фильма, в предложенном тексте загадки или сказки, заполни пустующую колонку таблицы, добавь недостающий элемент на схеме, чертеже.
На этапе исследования - высказать предложения по способам повышения КПД, вариантам использования альтернативных источников энергии; объяснить зависимость между физическими величинами.
На этапе обмена информацией – работа в диалоговом режиме учитель – ученик - интерактивная среда.
На этапе обобщения – использование в системе следующих приемов: озвучьте предложенный видеофрагмент, разверните информацию графика до словесного описания, составьте портрет изучаемого явления, составьте вопросы будущего физического диктанта.
На этапе рефлексии, когда идет преобразование информации, это такие задания - свернуть информацию, полученную на уроке в синквейн, логическую цепочку, в баннер, тест, опорный конспект.
На этапе применения знаний, возможны такие задания:
Используя различные источники информации:
- изготовить дома модель молекулы, сфотографировать её и подготовить презентацию своей работы, например, для участия в фотовыставке «Такие разные молекулы»;
- составить резюме для поступления на работу, если вы – будущий теплотехник, эколог, радиоинженер, офтальмолог с использованием «физики» данных профессий.
Например: 7 класс - тема «Воздухоплавание».
На этапе мотивации и формулирования темы – предлагается фрагмент мультфильма о Винни – пухе. Проблемный вопрос: возможен ли полет? Обучающиеся рассуждают, выдвигают гипотезы. На этапе исследования предлагается либо увеличить количество шаров, либо уменьшить размеры медвежонка. Выполняется проверка практическими расчетами.
На этапе обобщения предлагается творческое задание: озвучить видеофрагмент.
На этапе рефлексии ученики создают синквейны:
Для использования информационных инструментов на уроках физики, как и любых других уроках, необходимо наличие соответствующего аппаратного и программного обеспечения. Лучше всего использовать модель обучения «1 ученик: 1 компьютер». Технические составляющие модели мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер» подробно описаны в книге Ярмахова Б.Б. "1 ученик : 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе." В ней же представлены варианты использования модели в школе.
Несомненно, в кабинете физики должна быть интерактивная доска, проектор, документ-камера. И хотя бы несколько ноутбуков с выходом в Интернет для групповой работы.
Применение информационных инструментов расширяет возможности самостоятельной деятельности учащихся; формирует навыки исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; а в целом, способствует повышению качества обучения, формирует ИКТ-компетентность обучающихся.
1] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400, с 25 - 26
[2] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
[2]http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400, с 34 - 41
bushuika.org.ru © 2024
All Rights Reserved.